Эссе
Ванюковой Галины Васильевны
учителя начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Я - учитель»
«Я – учитель!» Произнеся это, вспоминаю свое отражение в зеркале: дошкольница, стоящая в туфлях на высоком каблуке, надев зачем-то мамину пуховую вязаную шапку, с учебником литературы 10 класса в руках, громко говорю: «Здравствуйте, ребята! Садитесь!» и читаю наизусть: «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок…»
«Учительство» … впитала с детства, видя, как мама проверяет тетради, читает книги, что-то пишет, тайком копировала ее - я не могла стать «не учителем».
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». Эти слова Льва Николаевича Толстого стали моим ориентиром в жизни.
Я с детства прекрасно видела, какой он, труд учителя. И какие «жертвы» приносит учитель своему призванию. Труд ежедневный, точнее ежечасный, круглосуточный. Так почему же я учитель? Почему я в школе?
Сколько раз слышала: «Иди к нам, зарплата приличная, все вечера свободные не надо готовиться к урокам, спокойно…». Но я в школе.
Что в этой профессии есть такое, что заставляет меня несмотря на все, остаться здесь?
Дети начали сливать слоги- волнение! Прочитали первое слово- трепет в душе. Выполнили первую контрольную работу, все справились- счастье! Первое место в районном конкурсе- гордость!
Это и есть «внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Я- учитель! Какой? Хороший или плохой? Эти вопросы задаю себе каждый день и каждый день получаю неоднозначный ответ. Ни один день не похож на другой. Каждый день новое открытие для себя, каждый день- -особые радости детей, каждый день - горести. Но без поражений нет побед!
Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Но всё же главной основой своей профессии я считаю любовь к своим ученикам. А я не просто учитель, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка.
«Что мне делать? Он балуется, дерётся? На него все жалуются. Я одна, у нас нет папы…» - с надеждой на помощь и понимание смотрит на меня мама одного ученика. Как ей помочь? Что посоветовать? Думаю, стараюсь подсказать.
Разговор со второй мамой «не клеится»: «Придите, пожалуйста, в школу. У вашего ребенка проблемы, давайте обсудим, разберемся».
В ответ слышу: «Вам надо - Вы и разбирайтесь. Он у меня хороший! Это у Вашей школы проблемы» …
Сдержаться, не заплакать, понять. Может, у нее был плохой учитель? Как быть дальше? Как сделать так, чтобы ее сын в жизни не поступил так?
На следующий день звонок: «Простите меня! Я не права…» Значит, у меня получилось. Значит, можно «достучаться» до каждого.
От меня зависит, как родители будут относится к школе, станут ли они единомышленниками. Я должна видеть в каждом только хорошее. Ученики и родители на очень глубоком уровне ждут справедливости, искренности, честности, мудрости, любви. Именно этот высочайший уровень требований и создает базу для той огромной диспропорции между уровнем возлагаемой на учителя ответственности и его реальных возможностей эту ответственность реализовать. Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствоваться. Я стараюсь, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы. Какую радость и удовлетворение испытываешь от того, когда порой преображается ребенок, которому дали шанс проявить себя!
Когда я готовлюсь к урокам, я всегда стремлюсь только к положительному результату.
Секрет успеха опытных учителей - в умении управлять деятельностью учащихся. Анализируя свою работу, понимаю, что, с одной стороны, знаю достаточно, а с другой, – практически ничего. Еще многому предстоит научиться, многое понять. Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени в котором живет. Слова Луция Сенеки будут актуальны всегда: «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.
По данным социологических исследований, лишь пятая часть россиян относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. Но я считаю, что это та самая часть россиян, у которых был хороший учитель.
Я. А. Коменский считал: «Учителями должны быть лучшие из людей». И мне посчастливилось встретить людей, которые соединили в себе высокий профессионализм и лучшие человеческие качества. В первую очередь это мои коллеги: Кокарева Нина Петровна, Швачко Наталья Валериевна, Круглова Марина Георгиевна. Они своей жизнью показали красоту профессии учителя, ее благородство. Они всегда верили в меня, помогали совершенствоваться. Я благодарна им за помощь в моем профессиональном становлении и в уверенности, что я «учитель»
И вот новый день. Бегу на работу, в голове слова сами собой сплетаются в рифму.
Я снова иду на урок
Волнение трепет в груди…
Поймут, обретут, захотят ли
Учиться детки мои?
Хочу, чтоб с собой унесли
Желание знанья искать.
Частичку своей души
Так хочется им отдать…
Захожу в класс…
-Галина Васильевна! Я соскучился.
-Почему Вас вчера не было?
-Мама, а я правильно решила? Ой…
Это моя награда! А ради этого стоит жить и работать, быть учителем.
|